Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад
комбинированного вида № 79

г. Комсомольск-на-Амуре
Хабаровский край
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
    
       

       Министерство образования и науки Хабаровского края

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говорим правильно" для детей 5-7 лет. (ознакомиться)
Преподаватели
Усольцева Алла Юрьевна, высшее педагогическое образование по специальности "дошкольная педагогика и психология", высшее дефектологическое образование по специальности "олигофренопедагогика", учитель - дефектолог МДОУ № 79
Иванищева Светлана Юрьевнавысшее педагогическое образование по специальности "дошкольная педагогика и психология", высшее дефектологическое образование по специальности "олигофренопедагогика", учитель - дефектолог МДОУ № 79
Черная Валентина Владимировна, высшее педагогическое образование по специальности "логопедия, психология, дошкольная педагогика и психология", педагог - психолог МДОУ № 79
Расписание (ознакомиться)

Нарушения речи

В дошкольном возрасте у детей часто наблюдаются нарушения речи. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с', з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д, н).

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между р и л). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им определение фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как "лак", рожки - как "ложки".

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака - "тобака", зайка - "дайка", цапля- "тапля"), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха. 

В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.

Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу ("Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса,- ссс. Посвисти и ты так").

Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах), но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.

Третий уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с - ш, з - ж, с' - щ, ц - ч, л - р, б - п, д - т, г - к. Предложенную ребенку фразу Бабушка сушила мокрое белье на веревке он может произнести так: "Бабушка сусыла мокрое белье на велевке".

Взрослый должен точно знать уровень неправильного произношения звука, так как от этого зависит характер дальнейшей работы: ставить звук (первый уровень), автоматизировать -постепенно вводить в речь (второй уровень), проводить дифференциацию с другим звуком (третий уровень).

Необходимо учитывать еще и то, что нарушения звукопроизношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.).
В первом случае надо работать только над исправлением звуков. Во втором главной будет работа по исправлению основного дефекта, к которой на определенном этапе добавляется работа по коррекции звуков, имеющая в зависимости от основного нарушения свои особенности.

С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата. При нормальных условиях, когда в детском саду и дома осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют детских словечек, а дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологические нарушения звукопроизношения изживаются. Однако уже и в этом возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Патологические нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе.

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Электронная запись
Поиск
Архив записей

Вход на сайт


Copyright MDOU 79 © 2024
Конструктор сайтов - uCoz